Комментарии к ст. 11 - Коментарии - Трудовой кодекс - Законодательство - Сайт компании

ВАШ КАДРОВИК

Онлайн консультация со мной

Законодательство

Главная » Статьи » Трудовой кодекс » Коментарии

Комментарии к ст. 11

Комментарий К. Я. Ананьевой Комментируемая статья устанавливает общие положения о действии законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и о действии указанных актов по кругу лиц. Ч. 1 ст. 11 распространяет действие указанных актов на всех работников, заключивших трудовой договор. О понятии, содержании, сроке трудового договора см. гл. 10 ТК и комм. к ней; о порядке заключения трудового договора см. гл. 11 ТК и комм. к ней. Особенности регулирования отдельных категорий работников закреплены в разделе XII (главы 40—55 ТК); указанные особенности также устанавливаются иными федеральными законами, такими как ФЗ от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы», ФЗ от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах», ФЗ от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах», ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в РФ» и др. Что касается трудовой правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, то по общему правилу, закрепленному п. 3 ст. 62 Конституции РФ, они приравнены в правах и обязанностях к гражданам РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Вместе с тем, лица, не являющиеся гражданами РФ, не могут быть назначены на отдельные должности или заниматься определенной деятельностью. Так, иностранцы и лица без гражданства не могут быть государственными служащими, судьями государственных судов, прокурорами и т.п. О составе территории РФ и трудовых отношениях с иностранным элементом см. комм. к ст. 13. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Это соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права и положениям международных договоров РФ. Статус (правовое положение) военнослужащих определяется Конституцией РФ, ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. с послед, изм. и доп., ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 28 марта 1998 г. с послед, изм. и доп., другими ФКЗ и ФЗ, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, воинскими уставами, иными нормативными правовыми актами. Смысл закрепления особого статуса военнослужащих в том, что они выполняют обязанности, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Военная служба, главной целью которой является осуществление функций и решение задач Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами, в которых она предусмотрена ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в сфере обороны и безопасности государства, имеет ряд особенностей и отличий, выделяющих ее в особый вид федеральной государственной службы. Спецификой военной службы является наличие воинский званий, четкая субординация военнослужащих и проч. Обязанности военнослужащего обусловлены принятой им Присягой и определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями, приказами начальников. Связанные с особенностями военной службы ограничения военнослужащего распространяются на всех военнослужащих независимо от служебного положения (п. 7 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих»). Военнослужащие не вправе: – обсуждать и критиковать приказы командиров (начальников); – совмещать прохождение военной службы с исполнением депутатских обязанностей законодательных органов Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления; – участвовать в забастовках. Указанным законом предусмотрено и ряд иных ограничений. Кроме должностных и специальных обязанностей и прав военнослужащие имеют также общие обязанности, присущие всем военнослужащим независимо от занимаемой должности, а также права, связанные с прохождением военной службы. Таким образом, правоотношения, связанные с прохождением военной службы не являются трудовыми, а представляют собой особую разновидность административных правоотношений. Вместе с тем, следует отличать граждан, имеющих статус военнослужащих от лиц из числа гражданского персонала Вооруженных сил и иных военизированных формирований. На последних распространяются положения ТК и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за отдельными изъятиями (см. ст. 349 ТК и комм. к ней). Весьма непростыми являются вопросы, связанные с разграничением трудовых и гражданских правоотношений. Они имеют важное практическое значение, ибо от их решения зависят существенные различия правовых последствий, в т.ч. решение вопроса об ответственности сторон договора. Свобода труда и право/каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепленные в п. 1 ст. 37 Конституции, дополняются п. 1 ст. 34 Конституции, провозглашающим право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Конкурентная экономика предполагает значительное количество разнообразных рисков, как имущественного, так и неимущественного характера и трудящиеся (в широком смысле) в ней люди имеют отличающийся правовой статус. Одна группа – те, кто готов выполнять определенную трудовую функцию, стабильно и регулярно получая за это заработную плату, не подвергая себя рискам, сопутствующим предпринимательской деятельности и не возлагая на себя ответственности за результаты этой деятельности (наемные работники). Иное бремя – предпринимателей и собственников, использующих свои имущественные активы для предпринимательской деятельности. Основной материальной целью предпринимательства является извлечение прибыли (дохода) от участия в различных отношениях, так или иначе связанных с использованием имущества (собственного или взятого в пользование). Этот вид деятельности характеризуется полной самостоятельностью участников, по своему усмотрению (своей волей) определяющих характер и содержание своего участия в ней и одновременно несущих риск от последствий собственных решений (см. ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК). Этим, в основном, предпринимательство отличается от трудовой деятельности, содержание которой определяет работодатель, несущий, как правило, и основные риски. Предпринимательство связано со значительным числом рисков, например, следует учесть общее правило, закрепленное в гражданском законодательстве большинства стран (в т.ч. России в ст. 211 ГК), согласно которому риск случайной порчи или гибели имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Нередко, многие гражданско-правовые договоры (подряда, поручения, агентский договор и др.) имеют некоторые (прежде всего внешние) черты сходства с договорами трудовыми, однако первые применяются обычно при выполнении конкретных объемов работ, когда как трудовой договор, по общему правилу предполагает, что работник состоит с нанимателем (работодателем) в длительных отношениях и обязуется выполнять любые работы в соответствии со своей специальностью, квалификацией и должностью. Поэтому, правовой статус подрядчика, поверенного, агента также реализующих свои способности и возможности в сфере труда, будет отличаться от статуса наемного работника. Следует отметить и то, что трудовые отношения основаны прежде всего на личном выполнении работником своих трудовых обязанностей. В последние годы в качестве критерия разграничения трудового и гражданского права все чаще называется самостоятельность (или несамостоятельность) труда. Этот критерий, введенный еще в 20-е годы прошлого века в советской правовой науке: «При несамостоятельном труде рабочей силой работника распоряжается не сам работник, а противостоящий ему организатор предприятия, учреждения или хозяйства», и сегодня применяется МОТ. Конструктивной особенностью трудового права является то, что работодатель вправе принимать локальные акты, не противоречащие ТК, иным нормативным актам, содержащим нормы трудового права, и условиям действующих коллективных договоров, а также трудовых договоров Помимо сказанного, следует учитывать, что трудовое право, в отличие от гражданского, опирающегося на принципы свободы договора и равенства сторон, выполняет защитную функцию, предусматривая ряд гарантий и охранительных мер по отношению к наемным работникам. Комментарий К. Н. Гусова § 1. В комментируемой статье определена сфера действия законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц. В данной статье установлено, что Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. Следовательно, Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, являются обязательными для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. § 2. Содержание данной статьи означает, что Трудовой кодекс, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения всех работников, например, являющихся участниками хозяйственных товариществ, акционерами. Поэтому отношения, основанные на личном труде участника хозяйственного товарищества, есть сфера действия норм трудового законодательства. То же касается и работников акционерных обществ. Гражданин, имеющий акции в акционерном обществе, состоит в гражданских правоотношениях, следовательно, на него распространяются нормы гражданского права. Но он одновременно может состоять в трудовых отношениях с данным акционерным обществом. Например, он выполняет трудовую функцию, работая бухгалтером, юрисконсультом и т.д. Тогда он одновременно состоит в двух видах правоотношений: трудовых и гражданско-правовых. Все это дает основание сделать вывод о широкой сфере действия трудового права. На широкую сферу действия норм трудового права обратил внимание Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении № 16 от 22 декабря 1992 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» (см. Бюллетень ВС РФ. 1993. №3) в п. 50'. § 3. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут реализовать свободу труда путем заключения трудового договора наравне с гражданами Российской Федерации. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранцы могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в нашей стране. Вместе с тем есть некоторые ограничения для иностранных граждан и лиц без гражданства. Они не могут занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Так, Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990) предусматривает положение о том, что в должности государственного служащего может находиться только гражданин Российской Федерации. Все организации, которые расположены на территории Российской Федерации, независимо от того, принадлежат они полностью или частично иностранным физическим или юридическим лицам, должны применять в отношении своих работников трудовое законодательство Российской Федерации. Однако могут устанавливаться определенные исключения из общего правила федеральным законом или конкретным международным договором. В настоящее время использование иностранной рабочей силы в России осуществляется в соответствии с двумя Указами Президента РФ: от 16 декабря 1993 г. «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (САПП РФ. 1993. №51. Ст. 4934) и от 29 апреля 1994 г. «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (САПП РФ. 1994. № 2. Ст. 77). Этими актами предусмотрена определенная процедура привлечения иностранной рабочей силы. Она привлекается на работу в Россию после выдачи соответствующего разрешения федеральной миграционной службой, которая осуществляет свои функции в составе Министерства внутренних дел РФ. Вместе с тем иностранные граждане из числа высококвалифицированных специалистов привлекаются к трудовой деятельности без всякого оформления разрешения для работы в организациях с иностранными инвестициями, действующих на территории нашей страны, на должностях руководителей организаций, а также их заместителей, руководителей подразделений этих организаций. Такой же порядок действует в отношении иностранных граждан – деятелей науки и культуры, если они работают на территории России в учреждениях, созданных в соответствии с международными соглашениями; работников дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом; религиозных деятелей; студентов на период прохождения производственной практики во время каникул; корреспондентов и журналистов, аккредитованных в Российской Федерации, и некоторым другим граждан. § 4. Рассматриваемая статья устанавливает сферу действия общих норм, которые содержатся в Трудовом кодексе и иных нормативных правовых актах в сфере труда. Кодекс предусматривает особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Это связано с различными факторами дифференциации правового регулирования труда. Часть четвертая Трудового кодекса РФ полностью посвящена особенностям правового регулирования труда отдельных категорий работников. Она включает 16 глав. Кроме того, особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников содержатся и в ряде федеральных законов. Например, Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990); Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135); Воздушный кодекс РФ (СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383); Федеральный закон от 7 апреля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3423). Последний из перечисленных в настоящее время предоставляет право совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора). Это правило применяется, если исполнительные органы образуются в соответствии с общим собранием акционеров. Особенности регулирования труда – это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила. § 5. В последней части комментируемой статьи подчеркивается, что Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц, если они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей: военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера; членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); других лиц, если это установлено федеральным законом. Комментарий С. А. Панина 1. Нормативные правовые акты независимо от уровня принятия и юридической силы распространяются на всех работников, т. е. лиц, заключивших трудовой договор. Специальные правила определения сферы действия установлены только для коллективного договора и соглашения (см. комментарии к ст. 43, 48 Кодекса). 2. Социальная защита, предусмотренная источниками трудового права, в силу действия принципа равноправия охватывает всех работников независимо от пола, возраста, расы, цвета кожи, национальности, политических убеждений и т. п. (см. комментарий к ст. 2 Кодекса). Нормативные правовые акты в сфере труда действуют независимо от того, состоят работник и работодатель исключительно в трудовых отношениях или их связывают дополнительно обязательственные отношения по поводу имущества организации. Определяя сферу действия трудового законодательства, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 22.12.92 № 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» (Бюлл. ВС РФ, 1993, № 3) указал, что трудовое законодательство регулирует трудовые отношения лиц, работающих по трудовому договору, на любых предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в т. ч. трудовые отношения работников, являющихся акционерами, участниками хозяйственных товариществ и обществ (п. 50-1). Для указанных категорий работников законодательством (настоящим Кодексом и иными федеральными законами) могут быть установлены особенности регулирования трудовых отношений, однако это не выводит их из сферы действия трудового законодательства. В случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, его нормы применяются к лицам, еще не состоящим в трудовых отношениях (см. комментарий к ст. 64 Кодекса). 3. Нормативные правовые акты в сфере труда распространяют свое действие на всех юридических или физических лиц, выступающих работодателями (см. комментарий к ст. 20 Кодекса). При этом не имеют значения такие факторы, как численность организации, способ финансирования, вид юридического лица, форма собственности на имущество организации. Нормы трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере труда должны применять унитарные государственные и муниципальные предприятия, учреждения, организации, финансируемые из бюджета, хозяйственные общества, производственные кооперативы, народные предприятия и т. п. (см. комментарий к ст. 20 Кодекса). Физические лица, выступающие работодателями, также связаны требованиями трудового права, правда, с некоторыми особенностями (см. комментарии к ст. 303-309 Кодекса). 4. Норма ч. 3 настоящей статьи включена в Кодекс ввиду широкого распространения нарушений трудовых прав работников. Существует практика оформления трудовых по своей юридической природе отношений договорами гражданско-правового характера, для того чтобы избежать предоставления работникам социальных гарантий, предусмотренных законодательством о труде, подзаконными актами, нормативными соглашениями. В таких случаях недобросовестное поведение работодателя (подмена трудового договора гражданско-правовым вопреки характеру сложившихся отношений) может быть обжаловано в суд. Суд, определяя круг норм, подлежащих применению в данном случае, должен исходить из существа и характера отношений, а не из содержания договора. 5. Действие российских нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, если они работают в российских организациях или у российских граждан либо в том случае, когда они выступают в качестве работодателей. Организации, созданные с участием иностранных граждан или учрежденные иностранцами или лицами без гражданства и действующие на территории РФ, должны подчиняться требованиям российского трудового законодательства. Российское трудовое законодательство применяется также к работникам международных организаций на территории РФ и работникам иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Указанные категории работников и работодателей пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, как другие работники и работодатели (см. комментарии к ст. 21, 22 Кодекса). 6. Правила о распространении трудового законодательства на трудовые отношения, в которых работником либо работодателем выступает иностранный гражданин, лицо без гражданства или работодателем является организация, созданная (учрежденная) с участием иностранцев (иностранное юридическое лицо, международная организация), действуют лишь в тех случаях, когда нет специального федерального закона или международного договора, регламентирующих эти вопросы. В настоящее время в Российской Федерации действуют Указы Президента РФ от 16.12.92 № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (САПП РФ, 1993, № 51, ст. 4938), от 29.04.94 № 847 «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (СЗ РФ, 1994, № 2, ст. 77), регулирующие условия и порядок приема на работу иностранных граждан, ряд международных соглашений, определяющих порядок заключения трудовых договоров с мигрантами, их трудовые права (см., например, Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.94 – СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1457). Существуют и двусторонние соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан различных государств бывшего Союза ССР на территории РФ, а также соглашения с другими государствами о трудовой деятельности граждан иностранных государств в России (см., например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ, работающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории РФ от 19.07.94 и Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан РФ в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 03.11.00). 7. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников установлены настоящим Кодексом (см. комментарии к ст. 251 – 351 Кодекса) и некоторыми федеральными законами. К их числу надо отнести: Закон РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Ведомости РФ, 1993, № 16, ст. 551); Федеральный закон от 31.07.95 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (СЗ РФ, 1995, № 31, ст. 2990); Федеральный закон от 08.01.98 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1998, № 2, ст. 224); Закон РСФСР от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 150); Федеральный закон от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (СЗ РФ, 1996, № 35, ст. 4135); Воздушный кодекс РФ (СЗ РФ, 1997, № 12, ст. 1383) и др. 7. Трудовое законодательство не распространяется на лиц, не состоящих в трудовых отношениях (см. комментарий к ст. 15 Кодекса). Оглавление | Глава 1

Категория: Коментарии | Добавил: Dapina (06.11.2010)
Просмотров: 1478 | Рейтинг: 0.0/0
Суббота, 03.12.2016, 19:42
Приветствую Вас Гость

Форма входа

категории

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА [14]
Глава 2. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СТОРОНЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ [55]
Глава 3. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ [6]
Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ [6]
Глава 5. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА [1]
Глава 6. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ [3]
Глава 7. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ [12]
Глава 8. УЧАСТИЕ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ [2]
Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА [2]
Глава 10. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ [7]
Глава 11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА [9]
Глава 12. ИЗМЕНЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА [5]
Глава 13. ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА [8]
Коментарии [37]

Поиск

Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter