Комментарии к ст. 2 - Коментарии - Трудовой кодекс - Законодательство - Сайт компании

ВАШ КАДРОВИК

Онлайн консультация со мной

Законодательство

Главная » Статьи » Трудовой кодекс » Коментарии

Комментарии к ст. 2

Комментарий К. Я. Ананьевой В обобщенном виде принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений закрепляются в законе впервые. В прежнем КЗоТе в ст. 2 устанавливались лишь основные трудовые права и обязанности работников. Нередко они рассматривались в качестве принципов трудового права, т.е. руководящих начал, определяющих внутреннее единство и направление развития системы норм трудового законодательства и регулируемых ими общественных отношений. В основе правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере труда, лежат разнообразные принципы. Некоторые из них носят межотраслевой характер, т.е. характеризуют сущность правового регулирования труда без учета разделения особенностей труда. Они служат базой всех форм применения труда, проявляясь в различных по своей юридической природе общественных отношениях, связанных с трудом. Данные принципы являются общими для законодательства тех отраслей права, которые регулируют отдельные виды трудовых отношений или отношений, связанных с трудом (трудового, административного, частично – гражданского законодательства в той части, где возникают отношения, связанные с трудом). Указанные принципы нашли закрепление в актах МОТ, в частности, в Декларации «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда», принятой МОТ 18 июня 1998 г. Наиболее полно они отражены в Конституции РФ (ст.ст. 7, 19, 30, 37, 45, 46 и др.). Помимо межотраслевых принципов в основе правового регулирования трудовых отношений между работниками и работодателями, а также иных непосредственно связанных с ними отношений лежат принципы, которые характеризуют особенности регулирования названных отношений. Они находятся в тесной связи с общепризнанными межотраслевыми принципами, являются по сути своей проявлением последних. Эта связь нашла отражение и в ст. 2 ТК. В ней отражается все многообразие принципов, лежащих в основе правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Основным недостатком ее является слишком громоздкие формулировки отдельных принципов, а также то, что в ней не закреплен один из важнейших принципов – принцип свободы трудового договора. Комментарий К. Н. Гусова § 1. Все правовые принципы классифицируются по сфере их действия на: общеправовые, т.е. которые свойственны всем отраслям права; отраслевые, отражающие суть и специфику норм данной отрасли права; внутриотраслевые, отражающие суть норм конкретного института данной отрасли права. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений – это главные положения, кратко отражающие суть действующего трудового законодательства и политику государства в его развитии по установлению и применению условий труда, защите трудовых прав и законных интересов работников, работодателей и других субъектов трудового права. Они предопределены требованиями экономических законов организации труда в нашем обществе, служат основой для направления дальнейшего развития трудового законодательства и являются сущностной категорией трудового права, поскольку кратко отражают суть норм данной статьи. Принципы трудового права впервые легально сформулированы в ст. 2 ТК. Конституция Российской Федерации провозглашает приоритет общепризнанных международных принципов и норм по правам человека над национальным законодательством. Руководствуясь Всеобщей декларацией прав человека, принятой ООН в 1948 г., другими основополагающими, признанными Российской Федерацией международными актами о труде, они в первую очередь должны отражаться в основных принципах трудового права. Эти принципы являются каркасом и фундаментом всего строения правовой организации труда, отражая одновременно суть норм национального трудового законодательства. Таким образом, основные принципы трудового права по сравнению с нормами данной отрасли — более устойчивая категория, и она на каждом этапе развития государства имеет свои особенности, отражая суть изменившихся норм трудового законодательства, оставаясь в то же время основополагающими началами для дальнейшего развития трудового законодательства. § 2. Одним из важнейших принципов трудового права признается свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Свобода труда может проявляться в различных формах. Гражданин может вступать в трудовое отношение с тем или иным работодателем, заниматься предпринимательской деятельностью, вступать в те или иные гражданско-правовые договоры либо вообще не трудиться. Это его исключительное право. Реализовав свободу труда путем трудового договора, гражданин по соглашению с работодателем определяет конкретную трудовую функцию (профессию, специальность, квалификацию). Свобода трудового договора существует не только на стадии заключения, но и на стадии расторжения договора по инициативе работника. § 3. Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда – один из основных принципов трудового права. Этот принцип является важной юридической гарантией. Комментируемый Кодекс создает специальные нормы, предусматривающие запрещение дискриминации и принудительного труда (подробнее см. ст. 3 и 4 ТК и комментарий к ним). Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве — следующий принцип трудового права. На сегодняшний день в нашем законодательстве имеются правовые нормы, которые направлены на обеспечение трудовой занятости населения. Право на защиту от безработицы, сформулированное в ст. 37 Конституции РФ, реализуется в нормах Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями, а также иных нормативных правовых актах. Государство в лице соответствующих государственных органов оказывает бесплатное содействие в выборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием. Если гражданин признан в установленном порядке безработным, ему выплачивается пособие, гражданам также выплачиваются стипендии в период профессиональной переподготовки, повышения квалификации или переквалификации. § 4. В число принципов трудового права Трудовой кодекс включает обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, а также ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого отпуска. Обязанность по обеспечению права каждого работника на справедливые условия труда и создание безопасных условий труда всегда возлагается на самого работодателя. Эту обязанность должны нести все организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Принцип обеспечения безопасными условиями труда основан на системе государственных и общественных органов, которые должны осуществлять функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда (см. ст. 353-378 ТК и комментарий к ним). В п. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на отдых. Оно является одним из основных трудовых прав, так как работающему по трудовому договору гарантируются установленные Трудовым кодексом РФ продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Следует иметь в виду, что право на отдых как один из принципов трудового права находит свое проявление в нормах Трудового кодекса РФ (см. подробнее ст. 91-128 Кодекса и комментарий к ним). § 5. Самостоятельным принципом трудового права является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Данный принцип устанавливает критерии определения условий оплаты труда работника, т.е. размер заработной платы. Она должна обеспечивать достойное человека существование как для него самого, так и его семьи. Заработная плата должна выплачиваться в полном размере и не реже двух раз в месяц. Она не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который устанавливается федеральным законом с учетом прожиточного минимума. Однако данное положение пока не действует (см. комментарий к ст. 133 ТК). § 6. Следующий принцип – обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и опыта работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Этот принцип находит свое развитие в нескольких институтах трудового права. § 7. В качестве принципа трудового права следует назвать обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них. Данный принцип базируется на положениях ст. 30 Конституции РФ, где говорится о праве граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Работники объединяются, как правило, в профессиональные союзы, которые представляют интересы работников во взаимоотношениях с работодателем, органами государственной власти, местного самоуправления. Что касается работодателей, то их интересы представляют объединения, а именно соответствующие некоммерческие организации. Таким образом, организации работников и работодателей создаются с целью представительства, а также защиты прав и интересов своих членов при соответствующем взаимодействии в системе социального партнерства. § 8. Одним из важных примеров в сфере трудового права является право работников на участие в управлении организацией. Оно играет свою роль в защите интересов работников при применении управленческих решений, согласовываются с интересами развития самого производства. Это выражается в наделении работников правом принимать самое непосредственное участие, например, в общем собрании организации либо действовать через свои представительные органы. Такими представительными органами могут выступать профсоюзы в регулировании трудовых отношений, в применении локальных нормативных актов. Необходимо знать, что принцип участия работников в управлении организацией может реализоваться в отдельных статьях, связанных с социальным партнерством (см. ст. 29-31 ТК и комментарий к ним), принятием решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа. Трудовой кодекс защищает право работников на участие в управлении организацией и основные формы такого участия (см. подробнее гл. 8 Кодекса). § 9. Такой принцип, как сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, подчеркивает и одно из характерных особенностей метода трудового права как отрасли права. На государственном уровне законодатель закрепляет минимальный уровень стандартов в сфере трудового права. Существует определенный уровень гарантий их реализации. На договорном уровне (он может быть как коллективно-договорный, так и индивидуально-договорный) стороны устанавливают более высокий уровень социальных гарантий. Так, коллективные договоры и соглашения конкретизируют законодательные нормы, повышают уровень гарантий трудовых прав, могут восполнять пробелы в праве. Индивидуально-договорное регулирование трудовых отношений носит вспомогательный характер. В настоящее время все большую роль играет в условиях перехода к рыночным отношениям договорное регулирование трудовых отношений с целью согласования интересов работников и работодателей. § 10. В современных условиях важное место отводится принципу социального партнерства, включающему право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В настоящее время социальное партнерство затрагивает все отношения, входящие в предмет трудового права как отрасли права. Социальное партнерство основывается на принципе трипартизма, т.е. трехсторонности. Стороны социального партнерства свободны в выборе вопросов для обсуждения и принятия согласованного решения. §11. Существует принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Возмещение вреда, причиненного здоровью работника, осуществляется на основании Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803). Что касается порядка возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им должностных обязанностей, то он предусмотрен ст. 184. § 12. Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением – это следующий принцип трудового права. Данный принцип проявляется прежде всего в законодательном закреплении права работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку, кроме того, право на судебную защиту трудовых прав. Обеспечение прав работников осуществляется путем системы государственных органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и норм по охране труда. Кроме того, защиту трудовых прав работников осуществляют профсоюзы. И наконец, предусмотрена самозащита работниками трудовых прав. § 13. Комментируемая статья предусматривает такой принцип, как обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Работники, состоящие в трудовых отношениях, обязаны подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, которые были добровольно ими приняты путем заключения трудового договора. Работник должен бережно относиться к имуществу организации, выполнять установленные нормы труда (см. ст. 21 и комментарий к ней). Работодатель вправе требовать от работников надлежащего исполнения указанных выше обязанностей. В случае неисполнения работником своих обязанностей работодатель вправе привлекать его к дисциплинарной или материальной ответственности. Работодатель имеет право отстранять от должности работника в установленном порядке (см. ст. 357 и комментарий к ней). § 14. Следующий принцип – обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Такой контроль осуществляется во всех организациях. Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. Такой контроль осуществляют правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются соответствующими полномочиями, предусмотренными положениями, утвержденными общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Законодатель подробно рассматривает и закрепляет права профсоюзных инспекций труда (см. ст. 370 ТК и комментарий к ней). § 15. К основным принципам трудового права следует отнести права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности. Следует отметить, что защита достоинства работника в период его трудовой деятельности обеспечивается путем возмещения материального ущерба. Такой ущерб работодатель возмещает в случаях, установленных Трудовым кодексом РФ (см. ст. 234-236 ТК и комментарий к ним). В соответствии со ст. 237 ТК работодатель несет ответственность за любые неправомерные действия или бездействие, причинившие работнику моральный вред, и обязан его возместить. § 16. Последний принцип, сформулированный в ст. 2 Кодекса, – обеспечение права на обязательное социальное страхование работников. Данный принцип находит свою реализацию в различных нормативных правовых актах, обеспечивающих за счет средств государственного социального страхования пособиями по беременности и родам; пособиями при рождении ребенка; пособиями по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособиями по временной нетрудоспособности, а также пенсиями по старости, по случаю потери кормильца и др. В настоящее время действует Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» (СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686). Трудовой кодекс РФ предусматривает ряд гарантий работнику в случае наступления временной нетрудоспособности, при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании (см. ст. 183,184 и комментарий к ним). Комментарий С. А. Панина 1. Настоящая статья устанавливает принципы (основы) трудового права. Это исходные положения или общие начала, выражающие сущность трудового законодательства, определяющие единство и общую направленность развития отрасли. Они тесно связаны с обеспечением основных прав человека в сфере труда и по сложившейся традиции формулируются применительно к этим правам. Наряду с предметом и методом принципы служат системообразующими элементами самостоятельной отрасли права. Выступая в качестве основы построения отрасли трудового права, принципы характеризуют не только сущность, но и содержание трудоправовых норм, выявляют наиболее значимые их признаки: направленность на охрану труда, создание системы гарантий и льгот для работников, обеспечение участия представителей работников в установлении условий труда. Принципы трудового права обеспечивают единство отрасли, взаимосвязь и взаимосогласованность правовых норм. Они определяют внутреннее строение трудового права, взаимодействие его институтов и пединститутов. Принципы оказывают влияние и на правоприменение, обеспечивают идеологическое единство правотворчества, правореализации и правопорядка в целом, слу-жат ориентиром при толковании норм в процессе правоприменения. Принципы трудового права в некоторых случаях могут выступать и в качестве специфического регулятора общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права. Это возможно в случае пробельности трудового права, отсутствия правовых норм, на основании которых судебный орган мог бы разрешить трудовой спор. В этом случае правоприменительный орган исходит из общих начал и смысла отраслевого законодательства, т. е. из его принципов. Принципы трудового права не только служат основой построения отрасли, ее структурным «каркасом», но и выражают важнейшие закономерности ее развития, определяя тем самым направление дальнейшего движения правотворческой деятельности. Содержание вновь создаваемых норм и институтов права не может идти вразрез с принципами отрасли. Напротив, развитие правовой отрасли заключается в углублении соответствия конкретных регуляторов (правовых норм) отраслевым принципам. Последние находят все более полное отражение в характере и содержании правового регулирования. 2. Важнейшим принципом трудового права признается свобода труда. Этот принцип провозглашен Конституцией РФ (ст. 37) и признан международным сообществом. Свобода труда проявляется, прежде всего, в предоставлении возможности свободно распоряжаться своими способностями к труду. Человек может трудиться в избранной им сфере деятельности или отказаться от участия в труде. Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться. Соответственно незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности (ст. 1 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1996, № 17, ст. 1915). Гражданин может свободно выбрать вид трудовой деятельности. Это может быть предпринимательство, работа на основе гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторского договора), работа по трудовому договору. В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется прежде всего в договорном характере труда и находит отражение в отраслевом принципе трудового права – принципе свободы трудового договора. Единственным основанием возникновения трудового отношения является соглашение сторон – трудовой договор. Существование недоговорных трудовых отношений не допускается. Административные акты назначения, утверждения на должность, а также направление на работу или избрание могут иметь значение лишь как элементы сложного юридического состава, основным ядром которого выступает трудовой договор. Именно он влечет за собой возникновение субъективных прав и обязанностей сторон, является предпосылкой применения трудового законодательства. В рамках трудового договора по соглашению гражданина и работодателя определяется трудовая функция работника, т. е. работа по определенной профессии, специальности, квалификации или должности. Работник обладает свободой расторжения трудового договора. Свобода труда связана с признанием права на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 23), провозглашая право на труд, связывает его с правом на свободный выбор работы, обеспечением возможности выбрать вид занятий, род деятельности, профессию. Наряду с этим подчеркивается необходимость содействия поиску работы, создания условий для повышения уровня занятости. В частности, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. признает необходимость проведения государственной политики, направленной на обеспечение возможности полного осуществления права на труд. В числе мер, которые необходимо принять на государственном уровне, указываются: разработка и реализация программ профессионально-технического обучения и подготовки, стремление к достижению неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека (ст. 6). Содержание права на труд помогают уяснить и положения ст. 1 Европейской социальной хартии 1961 г. (в ред. 1996 г.). Для обеспечения эффективной реализации этого права государства принимают на себя обязанности: 1) принять как одну из главных целей достижение и поддержание по возможности высокого и стабильного уровня занятости, имея в виду достижение полной занятости; 2) эффективно защищать право работника зарабатывать себе на жизнь, свободно избирая вид занятия; 3) организовать и обеспечивать функционирование бесплатных служб занятости для всех работников; 4) установить и поддерживать системы профессиональной ориентации, профессионального обучения и профессиональной реабилитации. Таким образом, международное сообщество связывает право на труд со свободой труда и проведением государственной политики, направленной на содействие занятости и трудоустройству. Достижение полной занятости, обеспечение каждого работой рассматриваются в качестве социальной цели. 3. Возможность трудиться свободно гарантируется запретом принудительного труда (см. комментарий к ст. 4 Кодекса). 4. Запрещение дискриминации в сфере труда и обеспечение равенства прав и обязанностей всех работников выступают еще одним важнейшим принципом трудового права (см. комментарий к ст. 3 Кодекса). 5. Защита от безработицы (и содействие в трудоустройстве) одновременно выступает как принцип правового регулирования трудовых отношений и как основное право гражданина социального государства. Право на защиту от безработицы впервые было провозглашено Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. В современной интерпретации (Хартия Европейского Сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989 г., Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г.) это право носит сложный характер и включает ряд элементарных прав и гарантий, в частности: бесплатный доступ к службам по трудоустройству рабочей силы (п. б Хартии Европейского Сообщества); бесплатную профессиональную ориентацию, общеобразовательную и профессиональную подготовку, а также переподготовку и повышение квалификации; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием; предоставление в соответствии с национальным законодательством дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в т. ч. молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, лицам предпенсионного возраста, воинам-интернационалистам, инвалидам, лицам, продолжительное время не имеющим работы, лицам, отбывшим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда; выплату пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в размерах и сроки, предусмотренные национальным законодательством, но не ниже минимальной заработной платы, установленной национальным законодательством государства; выплату пособий или компенсаций частично незанятым гражданам; выплату стипендий гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки; оказание материальной и иной помощи находящимся на иждивении членам семьи безработного, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты (ст. 3 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств). Предоставление перечисленных прав гарантировано в Российской Федерации Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также подзаконными нормативными актами, регулирующими организацию общественных работ, квотирование рабочих мест, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, порядок оказания содействия безработным гражданам организовать свое дело и т. п. 6. Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда отражает цель трудового законодательства – создание благоприятных условий труда (ст. 1 Кодекса) и является выражением социального характера российского государства (ст. 7 Конституции РФ). В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. право каждого на справедливые и благоприятные условия труда включает: вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия и удовлетворительное существование для них самих и их семей; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни. Конституция РФ воспроизводит предусмотренные Международным пактом составляющие элементы права на справедливые и благоприятные условия труда с некоторыми уточнениями. Так, каждому гарантируется вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37). Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37). Конституционные положения нашли свое развитие в Трудовом кодексе (см. комментарии к ст. 91 – 99, 110 – 113, 114 –119, 219 – 220 Кодекса). 7. В сфере труда обеспечивается равенство прав и возможностей работников независимо от свойств личности и общественных признаков человека. Этот принцип развивает конституционное положение о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Все работники должны наделяться равными правами как законами и подзаконными нормативными правовыми актами, так и коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Не допускается установление в каких бы то ни было источниках трудового права (см. ст. 5, 7, 8, 9 Кодекса) преимуществ или ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, характером и содержанием выполняемого труда или условиями его выполнения. Всем работникам гарантируется равенство возможностей, которое обеспечивается установлением льгот и гарантий для отдельных категорий работников, особо нуждающихся в социальной защите в связи с физиологическими особенностями (женщины, несовершеннолетние), состоянием здоровья (инвалиды), социальным статусом (работники с семейными обязанностями), выполнением трудовых обязанностей во вредных или опасных условиях и т. п. 8. Принцип обеспечения права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы отражает два аспекта правовой регламентации оплаты труда. Во-первых, он устанавливает критерии определения условий оплаты труда работника, прежде всего – размера заработной платы. Заработная плата должна быть справедливой (как и другие условия труда – см. п. 6 комментария к настоящей статье), она должна обеспечивать достойное человека существование для него самого и его семьи (см. комментарии к ст. 130, 133, 134 Кодекса). Заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного с учетом прожиточного минимума (см. комментарий к ст. 133 Кодекса). Во-вторых, работнику гарантируется выплата заработной платы – в полном размере и в установленные законом, правилами внутреннего трудового распорядка или коллективным договором сроки (см. комментарии к ст. 136, 142 Кодекса). Этот принцип основан на положениях Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., предусматривающих право каждого на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия (ст. 7). 9. Принцип обеспечения равенства возможностей работников на продвижение по работе развивает принцип запрещения дискриминации в сфере труда (см. комментарий к ст. 3 Кодекса). 10. Обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов является общепризнанным принципом трудового права. Право на объединение провозглашено Конвенцией МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948). Оно включает в себя право работников и работодателей без какого бы то ни было различия создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения; право вступать в такие организации на единственном условии подчинения их уставам. Такими организациями применительно к российской правовой системе являются, с одной стороны, объединения работодателей, с другой – профессиональные союзы и их объединения (в исключительных случаях допускается формирование иных представительных органов – см. комментарий к ст. 31 Кодекса). Свобода объединения предполагает также обеспечение деятельности созданных работниками и работодателями объединений на основе самоуправления: они вправе вырабатывать свои уставы и регламенты, выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и самостоятельно формулировать программу действий. Органы государственной власти не вправе ограничивать право на объединение, создавать препятствия для его реализации, вмешиваться в деятельность профсоюзов и объединений работодателей (ст. 3 Конвенции), прекращать или приостанавливать их деятельность в административном порядке (ст. 4 Конвенции). Профессиональные союзы и объединения работодателей в соответствии с Конвенцией имеют право создавать федерации и конфедерации, т. е. объединения организаций различного уровня. Организации работников и работодателей создаются с целью представительства и защиты интересов и прав своих членов при взаимодействии в системе социального партнерства. Н. Обеспечение права работников на участие в управлении организацией необходимо в социальном демократическом государстве для учета интересов работников при принятии управленческих решений, согласования их с интересами развития производства и повышения его эффективности и в конечном счете – для достижения социального мира. Право на участие в управлении базируется на положениях рекомендаций МОТ № 94 «О сотрудничестве на уровне предприятия» (1952) и № 129 «О связях на предприятии» (1967). Указанные рекомендации ориентируют представительные организации работников и работодателя на сотрудничество и проведение консультаций по вопросам, представляющим общий интерес и не охватываемым процедурой коллективных переговоров; обмен информацией, мнениями; проведение совместных совещаний. Настоящий Кодекс закрепляет право работников на участие в управлении организацией и основные формы такого участия (см. комментарии к ст. 52, 53 Кодекса). 12. Сочетание государственного и договорного регулирования общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права, является одновременно и принципом трудового права, и элементом метода отрасли. Использование для регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений двух основных способов обусловлено необходимостью учитывать интересы сторон трудовых отношений и государства (см. комментарий к ст. 1 Кодекса), обеспечить сочетание гибкости управления трудом со стабильной системой трудовых прав и гарантий, предоставляемых работникам. На государственном (федеральном и региональном) уровне устанавливаются основные трудовые права работников и гарантии их реализации, определяется правовой статус субъектов трудового права, регламентируются процедуры осуществления действий, имеющих правовое значение (порядок приема на работу, перевода на другую работу, увольнения; ведения коллективных переговоров; привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности; рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров; осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства). Коллективные договоры и соглашения конкретизируют законодательство, повышают уровень гарантий трудовых прав, предусмотренный законом, восполняют пробелы в праве, определяют системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат (см. комментарий к ст. 35 Кодекса), устанавливают льготы и преимущества для работников. К договорному регулированию относится также установление условий труда в трудовом договоре. Индивидуально-договорное регулирование трудовых отношений носит вспомогательный характер и используется в тех случаях, когда с учетом характера выполняемой работы, социальных потребностей условия труда данного работника нуждаются в индивидуализации (определении индивидуального режима труда и отдыха, персональной надбавки к должностному окладу и т. п.). Лишь для отдельных категорий работников трудовой договор является значимым регулятором трудовых отношений. К их числу относятся руководители организаций, профессиональные спортсмены, творческие работники (см. комментарии к ст. 273 – 280, 351 Кодекса). Соотношение государственного и договорного регулирования трудовых отношений определяется принципом неухудшения положения работника. Законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обладают без

Категория: Коментарии | Добавил: Dapina (06.11.2010)
Просмотров: 1841 | Рейтинг: 0.0/0
Понедельник, 23.01.2017, 06:19
Приветствую Вас Гость

Форма входа

категории

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА [14]
Глава 2. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СТОРОНЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ [55]
Глава 3. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ [6]
Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ [6]
Глава 5. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА [1]
Глава 6. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ [3]
Глава 7. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ [12]
Глава 8. УЧАСТИЕ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ [2]
Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА [2]
Глава 10. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ [7]
Глава 11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА [9]
Глава 12. ИЗМЕНЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА [5]
Глава 13. ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА [8]
Коментарии [37]

Поиск

Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter