Комментарии к ст. 4 - Коментарии - Трудовой кодекс - Законодательство - Сайт компании

ВАШ КАДРОВИК

Онлайн консультация со мной

Законодательство

Главная » Статьи » Трудовой кодекс » Коментарии

Комментарии к ст. 4
Комментарий К. Я. Ананьевой Положение о запрещении принудительного труда содержалось в ст. 2 КЗоТа. Оно в полной мере отвечало нормам международного права и Конституции РФ. Недостатком же являлось то, что российское законодательство не давало самого понятия принудительного труда. Ст. 4 ТК не только запрещает принудительный труд, но и раскрывает это понятие. Принудительным трудом считается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе: – в целях поддержания трудовой дисциплины; – в качестве меры ответственности за участие в забастовке; – в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; – в качестве меры наказания за наличие или выражения политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; – в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности. Согласно ч. 3 ст. 4 ТК является принудительным трудом: – нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; – требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника. Исходя из целей трудового законодательства, определенных в ст. 1 ТК, к принудительному труду не относится: – работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе, – работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; – работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. Комментарий К. Н. Гусова § 1. Конституция РФ в п. 2 ст. 37 закрепляет, что принудительный труд запрещен. Запрещение принудительного труда основано прежде всего на международно-правовых нормах. Это Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), который вступил в силу 23 марта 1976 г. Его ст. 8 говорит о том, что никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду. Принудительному труду большое внимание уделяет Международная организация труда (МОТ). § 2. В Трудовом кодексе указывается, что принудительный труд – это выполнение работы под угрозой какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе: в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности. Данное определение прежде всего основывается на положениях Конвенции МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда», принятой в 1957 г. Российская Федерация ратифицировала и ввела в действие данную Конвенцию лишь в 1999 г. Комментируемый Кодекс не только прямо запрещает применение принудительного труда, но и дает его легальное определение. МОТ в Конвенции № 29 (1930 г.) «О принудительном труде», которая действует на территории России, для целей Кодекса установлено, что принудительный труд не включает в себя: работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнение, голод, землетрясение, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. Следовательно, ст. 4 Кодекса, запрещая принудительный труд, тем не менее перечисляет виды работ, которые не считаются принудительным трудом. Конвенция МОТ 1998 г. «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» ввела новый механизм международного контроля за соблюдением международных норм. Данная Конвенция предусматривает упразднение всех форм принудительного и обязательного труда. § 3. Трудовой кодекс несколько расширяет понятие принудительного труда по сравнению с международно-правовыми актами. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 4 Кодекса к принудительному труду относятся случаи нарушения установленных сроков выплаты заработанной платы или выплаты ее не в полном размере. Если работодатель привлекает работника к работе, но без выплаты заработанной платы, это есть принуждение к труду. В тех случаях, когда работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает его жизни или здоровью, это также будет считаться принуждением к труду. Таким образом, установленные в ст. 4 Кодекса положения являются важной гарантией для работников в случае их принуждения к труду. Комментарий С. А. Панина 1. Запрещено принуждение к труду как таковому и к труду в определенной сфере. Положения настоящей статьи основаны на нормах международного трудового права. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду (ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966), под которым понимается любая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которого это лицо не предложило добровольно своих услуг (ст. 2 Конвенции МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930)). 2. Виды принудительного труда также определены в соответствии с положениями международных актов о труде (Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957)). Следует отметить, что положения настоящего Кодекса и других федеральных законов, содержащих нормы трудового права, делают практически невозможным привлечение работника к принудительному труду, т. е. создают систему гарантий, защищающих работника от принуждению к труду. Так, работодатель не вправе в качестве дисциплинарного взыскания избрать санкцию, не предусмотренную законодательством (ст. 192 Кодекса), что исключает применение обязательного (принудительного) труда в целях поддержания трудовой дисциплины и в качестве меры ответственности за участие в забастовке. В качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития либо меры наказания за наличие или выражение политических взглядов принудительный труд не может применяться в силу действия конституционного принципа свободы труда и его гарантий, установленных в трудовом законодательстве (см. комментарии к ст. 2, 56, 57, 60, 78, 80 Кодекса). 3. Учитывая особенности современного состояния трудовых отношений, повсеместное нарушение работодателями основных трудовых прав работников, законодатель счел возможным расширить понятие принудительного труда по сравнению с принятыми в международном сообществе представлениями. К принудительному труду отнесены, во-первых, труд (продолжение трудовой деятельности) при нарушении сроков выплаты заработной платы, во вторых, исполнение трудовых обязанностей, если работник не обеспечен средствами защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника. Такой подход к определению принудительного труда, очевидно, избран для усиления гарантий соблюдения трудовых прав работников. Расширение понятия принудительного труда является обоснованием предоставления работникам в указанных случаях права приостановить выполнение своих трудовых обязанностей, прибегнув к самозащите трудовых прав (см. комментарии к ст. 142, 219, 220, 379, 380 Кодекса). 4. Международная организация труда считает необходимым избегать и косвенных средств, искусственно усиливающих экономическое давление на население, например введение таких ограничений на владение или пользование землей, которые создали бы серьезные затруднения для трудящихся, пытающихся заработать средства к жизни путем самостоятельной обработки земли (ст. II Рекомендации МОТ № 35 «О косвенном принуждении к труду» (1930)). 5. Понятием «принудительный (или обязательный) труд» не охватываются некоторые виды работ, которые хотя и производятся не по добровольному волеизъявлению, но в силу их особого характера и общественной значимости требуют государственного вмешательства в процесс их организации. Такие работы указаны, в частности, в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Часть четвертая настоящей статьи полностью соответствует положениям Международного пакта 1966 г., перечисляя три вида работ, которые не могут быть отнесены к принудительному труду. 6. В качестве принудительного труда нельзя рассматривать военную службу по призыву, альтернативную гражданскую службу, прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (ст. 1, 22, 54, 56 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» – СЗ РФ, 1998, № 13, ст. 1475). Призыв на военную службу осуществляется по мобилизации, в период военного положения и в военное время (ст. 1 Закона). Военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях: а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; б) исполнения должностных обязанностей; в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда; г) участия в учениях или походах кораблей; д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником) (ст. 37 Закона). Призыв граждан на военные сборы осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утв. постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 26.06.93 № 605 (САПП РФ, 1993, № 28, ст. 2595). 7. Не является принудительным трудом работа, выполняемая в условиях чрезвычайного или военного положения. Указанные понятия охватывают все случаи, предусмотренные абзацем вторым части четвертой настоящей статьи, поскольку чрезвычайное положение в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.01 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (СЗ РФ, 2001, № 23, ст. 2277) вводится при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невоз можно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам Закон относит: а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный «мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормаль ной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в т. ч. эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (ст. 3 Закона). В условиях чрезвычайного положения, введенного в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подп. «б» ст. 3 Закона), в исключительных случаях допускается мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (подп. «е» ст. 13 Закона). В этом случае должны обязательно соблюдаться требования охраны труда. Военное положение вводится Президентом РФ в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России (ст. 87 Конституции РФ). Режим военного положения должен определяться федеральным конституционным законом, однако такой закон еще не принят. Очевидно, в условиях военного положения должна допускаться мобилизация населения для проведения работ, необходимых для обороны страны. 8. Не считается принудительным трудом работа, выполняемая по приговору суда в качестве уголовного наказания. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает два вида наказаний, связанных с выполнением каких-либо работ. Это отбывание наказания в виде обязательных работ (ст. 25 – 30 УИК РФ) и отбывание наказания в виде ограничения свободы (ст. 50 – 60 УИК РФ). Допускается также привлечение к труду осужденных к аресту (ст. 70 УИК РФ) и привлечение к труду осужденных к лишению свободы (ст. 103 – 106 УИК РФ). Указанные виды трудовой деятельности осуществляются вследствие вступившего в законную силу приговора суда, организуются и контролируются специальными органами (уголовно-исполнительными инспекциями, исправительными центрами, арестными домами, исправительными учреждениями) на основе федерального закона, в силу чего не могут быть отнесены к принудительному труду.
Категория: Коментарии | Добавил: Dapina (06.11.2010)
Просмотров: 2417 | Рейтинг: 0.0/0
Вторник, 28.02.2017, 13:07
Приветствую Вас Гость

Форма входа

категории

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА [14]
Глава 2. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СТОРОНЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ [55]
Глава 3. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ [6]
Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ [6]
Глава 5. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА [1]
Глава 6. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ [3]
Глава 7. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ [12]
Глава 8. УЧАСТИЕ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ [2]
Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА [2]
Глава 10. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ [7]
Глава 11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА [9]
Глава 12. ИЗМЕНЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА [5]
Глава 13. ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА [8]
Коментарии [37]

Поиск

Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter