Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства - Коментарии - Трудовой кодекс - Законодательство - Сайт компании

ВАШ КАДРОВИК

Онлайн консультация со мной

Законодательство

Главная » Статьи » Трудовой кодекс » Коментарии

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства
Комментарий К. Я. Ананьевой В отличие от ст. 1 КЗоТа, в которой делался акцент на регулируемых кодексом общественных отношениях, ст. 1 ТК прежде всего определяет цели трудового законодательства, устанавливая тем самым его основополагающие начала. Приоритетными целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Данные цели базируются на положениях ст. 2 Конституции РФ, устанавливающей, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Для достижения указанных целей ставятся определенные задачи. Круг задач, решению которых призвано способствовать трудовое законодательство, весьма разнообразен. В ч. 2 ст. 1 ТК называются лишь основные, которые являются общими для трудового законодательства в целом. Их понимание способствует укреплению законности и совершенствованию правоприменительной деятельности в сфере труда. Они выступают тем критерием, на основе которого определяется эффективность действия трудового законодательства. В ч. 2 ст. 1 называются такие задачи, как: создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Поскольку основной задачей трудового законодательства является правовое регулирование отношений, складывающихся в сфере труда, в ч. 2 ст. 1 ТК определяется крут данных отношений. К ним относятся трудовые отношения и иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми. Дается и перечень иных непосредственно связанных отношений. Таковыми являются отношения по: – организации труда и управлению трудом (т.е. организационно-управленческие отношения); – трудоустройству непосредственно у данного работодателя; – профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; – социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; – участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; – материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; – надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда); – разрешению трудовых споров. Названные отношения законодательно закреплены впервые. Трудовое законодательство регулирует трудовые отношения всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем (см. ст. 11 ТК и комм. к ней). Это означает, что речь идет не только о наемных работниках, но и лицах, являющихся собственниками в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, кооперативных организациях. Отношения, возникающие из гражданско-правовых договоров (поручения, авторского, подряда и др.), предметом которых является предоставление определенного результата труда, не регулируются трудовым законодательством. Они регулируются гражданским законодательством. Однако, если в судебном порядке будет установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства (ч. 3 ст. 11 ТК). Трудовое законодательство не распространяется на: – военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; – членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); – других лиц, если это установлено федеральным законом (см. ч. 6 ст. 11 ТК и комм. к ней). Комментарий К. Н. Гусова § 1. Трудовой кодекс Российской Федерации начинается с определения основ трудового законодательства. В ч. 1 ст. 1 законодателем сформулированы основные цели трудового законодательства. В качестве первой цели следует отметить установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Эта цель имеет большое значение в современный период, т.е. в условиях перехода к рынку труда. Повышается роль договорного регулирования условий труда. Само государство устанавливает минимум социальных гарантий для всех лиц, как состоящих в трудовых отношениях, так и отдельных лиц, которые всегда нуждаются в повышенной социальной защите. Например, несовершеннолетние до 18 лет, инвалиды. Вторая цель трудового законодательства - создание благоприятных условий труда. В новом Трудовом кодексе более подробно сформулированы отношения, возникающие в связи с обеспечением прежде всего охраны труда работников; закреплены основные направления государственной политики в области охраны труда; предусмотрены государственные нормативные требования охраны труда; закреплено право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и гарантии его реализации; установлен порядок расследования несчастных случаев на производстве (см. ст. 209-231 и комментарий к ним). Следующая цель - защита прав и интересов работников и работодателей как равноправных субъектов трудового отношения. В соответствии с Трудовым кодексом, законами, иными правовыми нормативными актами защита трудовых прав работников может осуществляться различными способами. Сюда следует отнести прежде всего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (см. ст. 353-369 ТК и комментарий к ним); защита трудовых прав работников профессиональными союзами (см. ст. 370-378 ТК и комментарий к ним); самозащита работниками трудовых прав (см. ст. 379-380 ТК и комментарий к ним). § 2. Вторая часть комментируемой статьи посвящена основным задачам трудового законодательства. Ими являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Данная статья перечисляет те общественные отношения, которые составляют предмет трудового права как отрасли права. Главными в предмете трудового права являются трудовые отношения, которые возникают между работником и работодателем. Речь идет о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обязательном обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Таким образом, трудовые отношения составляют ядро предмета трудового права. § 3. Кроме трудовых отношений есть иные, непосредственно связанные с ними общественные отношения, которые также входят в предмет трудового права. Все эти общественные отношения являются производными от трудовых. Часть из них предшествуют, другие сопутствуют, а третьи приходят на смену трудовым отношениям. Первая группа – предшествующие отношения. К ней относятся отношения по трудоустройству у данного работодателя. Основная цель этих отношений - это обеспечение граждан работой через органы по трудоустройству. В условиях расширения рыночных отношений данная группа имеет важное значение для обеспечения правовой защищенности граждан на рынке труда при реализации ими права на свободу труда. Отношения по трудоустройству способствуют наиболее быстрому и правильному возникновению трудовых отношений граждан, предшествуя им. При этом для некоторых граждан (несовершеннолетних, инвалидов и др.) нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест. § 4. Вторая группа общественных отношений – сопутствующие. Большая часть является именно таковыми. В качестве таковых выступают: отношения по организации труда и управлению трудом; по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. Для перечисленных отношений важно подчеркнуть то, что они являются коллективными трудовыми отношениями. Отличительной особенностью их является всегда наличие коллективного субъекта в лице профессиональных союзов либо иного представительного органа работников. Кроме того, ч. 2 комментируемой статьи в качестве самостоятельного вида сопутствующих отношений называет отношения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя. Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для нужд организации определяет работодатель. Он проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации. Необходимо отметить, что формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Следующий вид сопутствующих отношений - материальная ответственность сторон - работодателей и работников в сфере труда. Это отношения охранительного характера. Могут возникать отношения по материальной ответственности работодателя перед работником либо работника перед работодателем. Следовательно, сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Отношения по надзору и контролю (в том числе профессиональному) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) также являются сопутствующими. Конституция Российской Федерации в ст. 37 закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В развитии данной конституционной нормы Трудовой кодекс предусматривает комплекс норм, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Эти нормы должны способствовать обеспечению здоровья и безопасных условий труда. Последний вид отношений, непосредственно связанный с трудовыми, -по разрешению трудовых споров. Чаще всего эти отношения приходят на смену трудовым, их называют последующими. Однако отношения по разрешению индивидуального трудового спора могут предшествовать (например, об отказе в приеме на работу), сопутствовать трудовым отношениям (например, работнику объявлен выговор, а он не согласен с наложенным взысканием и обращается в Комиссию по трудовым спорам). Отношения по разрешению коллективного трудового спора всегда будут выступать сопутствующими по отношению к трудовым отношениям. Комментарий С. А. Панина 1. Настоящая статья определяет социальное назначение трудового законодательства. Прежде всего это осуществление защитной функции — создание системы государственных гарантий трудовых прав работников. Трудовой кодекс РФ устанавливает статутные права работников в сфере труда, механизм реализации и защиты этих прав. Специально подчеркивается социальная направленность правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, она проявляется в ориентации на создание благоприятных условий труда. Наряду с трудовыми правами работников – лиц, состоящих в трудовых отношениях, трудовое законодательство провозглашает и охраняет права и свободы человека в сфере труда, такие, как свобода труда, защита от дискриминации при приеме на работу. Защита трудовых прав работников и установленных для граждан свобод в сфере труда провозглашается в качестве государственной задачи. Второй общественной функцией трудового законодательства традиционно признается производственная — направленная на защиту интересов работодателя в трудовых отношениях. Нормы трудового права должны создать условия для выполнения производственных задач, эффективного функционирования субъектов хозяйствования. 2. Перед трудовым законодательством ставится задача достижения разумного баланса между защитой прав и интересов работников и обеспечением нормальной деятельности организаций и физических лиц, использующих чужой труд. Правовое регулирование трудовых и иных входящих в состав предмета трудового права общественных отношений призвано создать основу для согласования интересов работников и работодателей, с одной стороны, субъектов трудовых отношений и государства — с другой. Таким образом, работники должны быть защищены от сверхэксплуатации в процессе трудовой деятельности: для них создается система защиты жизни и здоровья на рабочих местах, устанавливаются справедливые условия труда, обеспечивается государственная (в т. ч. судебная) и общественная (профсоюзный контроль за соблюдением законодательства) защита трудовых прав, гарантируется право на самозащиту. Работникам обеспечивается возможность коллективной защиты их интересов и трудовых прав, включая право на объединение, коллективные переговоры, участие в управлении организацией, коллективные трудовые споры. Работодатели защищаются от недобросовестного исполнения трудовых обязанностей работниками, повреждения имущества и нарушения имущественных прав в процессе трудовой деятельности. Работодателям гарантируется возможность свободного формирования кадрового состава организации (персонала), права по организации труда, установлению внутреннего трудового распорядка, принятию локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. В целях защиты своих прав работодатели могут привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности. Интересы государства в сфере труда связаны с обеспечением социальной стабильности и экономического развития, снижением уровня безработицы, повышением качества жизни, созданием условий для свободного развития личности. В связи с этим трудовое законодательство создает основы для социального партнерства, устанавливает процедуры для быстрого и эффективного разрешения коллективных трудовых споров, смягчения противостояния между трудом и капиталом. В качестве основного принципа определения оплаты труда устанавливается учет его количества и качества, что создает условия для соблюдения баланса между ростом производительности труда и его оплатой, формирования стабильного платежеспособного спроса населения – важных факторов экономического роста. Создается система социальных гарантий защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, ставится цель обеспечения каждому достойной заработной платы. Особо надо подчеркнуть роль трудового законодательства в создании условий для реализации прав и свобод человека в сфере труда, обеспечения социальной справедливости при приеме на работу, установлении условий труда, продвижении по работе, прекращении трудовых отношений. 3. Частью второй настоящей статьи определен круг общественных отношений, регулируемых нормами трудового права. Это трудовые отношения (см. комментарии к ст. 15—19 Кодекса) и иные непосредственно связанные с ними отношения. Трудовое законодательство регулирует отношения по организации труда и управлению трудом. Традиционно эти отношения рассматривались как отношения, сопутствующие трудовому правоотношению. Они возникают по поводу осуществления управленческой и правоприменительной деятельности работодателя, а также по поводу принятия локальных нормативных актов. Отношения по трудоустройству у данного работодателя предшествуют трудовому отношению. Они возникают между лицом, направленным органом государственной службы занятости, и работодателем, который обязан рассмотреть вопрос о заключении трудового договора и сообщить о своем решении безработному (лицу, нуждающемуся в трудоустройстве) и соответствующему органу службы занятости. Законодатель подчеркивает, что не все отношения по трудоустройству относятся к предмету регулирования трудового законодательства. В частности, отношения между органом государственной службы занятости и обратившимся с просьбой о трудоустройстве гражданином регулируются административным законодательством. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации могут предшествовать или сопутствовать трудовому отношению. Сторонами этих отношений выступают работодатель и работник, заключивший ученический договор либо направленный на повышение квалификации. Такие отношения могут возникать и между работодателем и лицом, желающим получить профессию (специальность) (см. комментарии к ст. 196—208 Кодекса). Отношения по социальному партнерству, или (по терминологии Международной организации труда) коллективные трудовые отношения, включают отношения между работодателем (работодателями, представителями работодателей) и представительными организациями (органами) работников по ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров, соглашений, по участию представителей работников в управлении организацией, по проведению консультаций, по формированию и деятельности органов социального партнерства (комиссий, комитетов и т. п.), по управлению социальными внебюджетными фондами и т. п. (см. комментарии к ст. 23—53 Кодекса). Такие отношения могут возникать на различных уровнях — локальном, отраслевом, региональном и т. д. Они сопутствуют трудовым отношениям. Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, строго говоря, также относятся к группе отношений по социальному партнерству. Они характеризуют сотрудничество работодателя (работодателей) и профсоюзов в сфере установления и применения норм трудового права. Однако законодатель счел необходимым выделить их, подчеркивая тем самым особое значение взаимодействия сторон в указанной сфере. К ним можно отнести отношения по разработке и принятию локальных нормативных актов с учетом мнения (или по согласованию) профессиональных союзов (см. комментарии к ст. 8, 53, 135, 190, 372 Кодекса), отношения между работодателем и выборным профсоюзным органом организации по учету мнения профсоюза при увольнении работников, получению согласия на увольнение и в других случаях (см. комментарии к ст. 39, 82, 371, 373, 374, 375, 376, 405 Кодекса). Эти отношения сопутствуют трудовым отношениям. Отношения работодателя и работника по материальной ответственности в сфере труда (по возмещению причиненного ущерба) (см. комментарии к ст. 232—249 Кодекса) впервые выделены в качестве самостоятельной группы общественных отношений, входящих в предмет трудового права. Традиционно они рассматривались как элемент трудового правоотношения. Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства возникают между органами надзора и контроля (в т. ч. профессиональными союзами) и работодателями в процессе осуществления надзорно-контрольной деятельности компетентных государственных и общественных органов (см. комментарии к ст. 353—370 Кодекса). Они могут предшествовать трудовым отношениям в случае осуществления предупредительного надзора за соблюдением требований по охране труда при проектировании, строительстве (реконструкции) и конструировании машин, механизмов и другого оборудования, в ходе разработки технологических процессов (см. комментарий к ст. 211 Кодекса), сопутствовать им в случае проверки соблюдения законодательства и правил по охране труда по отношению к лицам, состоящим в трудовых отношениях, следовать за трудовыми отношениями (вытекать из них), если проводится проверка законности увольнения работника. Отношения по разрешению трудовых споров возникают между сторонами спора и органами по их рассмотрению. Надо отметить, что эти отношения не являются однородными и делятся на две группы: а) отношения по разрешению индивидуального трудового спора, участниками которых могут выступать работник, работодатель, комиссия по трудовым спорам, суд (мировой судья), вышестоящий орган (в установленных законом случаях) (см. комментарии к ст. 381—397 Кодекса); б) отношения по разрешению коллективных трудовых споров, в которых участвуют работодатель (работодатели, представители работодателей), представители работников, служба по урегулированию коллективных трудовых споров, созданные сторонами примирительные органы (см. комментарии к ст. 398—418 Кодекса). Отношения по разрешению индивидуального трудового спора могут предшествовать, сопутствовать или следовать за трудовыми отношениями в зависимости от того, по какому поводу возникли разногласия. Отношения по разрешению коллективного трудового спора могут только сопутствовать трудовым отношениям.
Категория: Коментарии | Добавил: Dapina (06.11.2010)
Просмотров: 4460 | Рейтинг: 0.0/0
Понедельник, 23.01.2017, 06:23
Приветствую Вас Гость

Форма входа

категории

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА [14]
Глава 2. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СТОРОНЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ [55]
Глава 3. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ [6]
Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ [6]
Глава 5. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА [1]
Глава 6. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ [3]
Глава 7. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ [12]
Глава 8. УЧАСТИЕ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ [2]
Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА [2]
Глава 10. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ [7]
Глава 11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА [9]
Глава 12. ИЗМЕНЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА [5]
Глава 13. ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА [8]
Коментарии [37]

Поиск

Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter